Это важно знать

Мы можем сейчас говорить о том, что количество детей с нарушениями и искажениями развития неуклонно растет. Самое главное — вовремя, как можно раньше,  распознать в своем малыше то или иное нарушение или искажение развития и обратиться к специалисту за уточнением, консультацией и рекомендациями по данному вопросу.

Сегодня мы поговорим о двух наиболее распространенных нарушениях и искажениях развития.

Задержка психического развития

Название этого нарушения звучит не очень приятно. Но отчаиваться не стоит. Совместная работа психолога и родителей обязательно поможет ребенку справиться с его проблемой!
Как распознать ЗПР?
В раннем детском возрасте такой малыш отличается от своих сверстников. Например, в 3 года он не произнес еще ни слова. Другие дети говорят, читают стихи, рисуют, лепят из пластилина уже в 1.5 года. Родители не беспокоятся, ничего, подрастет, выправится. А беспокоиться надо! С каждым годом, пропущенное все сложнее наверстать.
ЗПР – пограничное состояние между нормой и нарушениями умственного развития. Детям с ЗПР можно помочь, если вовремя обратить внимание на проблему. Родители и специалисты должны вместе работать с ребенком, разработать индивидуальную, подходящую только для него коррекционную программу.

Какие признаки задержки психического развития?

  • Недостаточный объем знаний.
  • Незрелость мышления, не анализирует, что видит вокруг. Механизм приема и переработки информации нарушен.
  • Неспособность сосредоточиться, нарушение внимания.
  • Нарушения памяти.
  • Низкий уровень речевого развития.

Ранний детский аутизм (РДА)

Сборная группа синдромов ребенка раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит дизонтогенез «по типу искаженного развития», при котором нарушены адекватные связи с окружающей действительностью.
Как распознать РДА?

  • у малыша нет стремления контактировать с миром, некоторое безразличие к окружающему)
  • недостаточная способность дифференцировать людей, животных и неодушевленные предметы
  • боязнь всего нового
  • однообразное поведение (ребенку нравится гулять в одном по одному и тому же маршруту, есть одну и туже еду)
  • склонность к стереотипиям в поведении (потряхивания, вращения кистями рук, ходьба и бег «на цыпочках», раскачивания на стуле, постукивания по предметам тыльной стороной ладони и др.)
  • интеллектуальное развитие в большинстве случаев нарушено или характеризуется аутистической направленностью. Интересы и фантазии часто оторваны от реальной ситуации, игровая деятельность носит стереотипный монотонный характер, нет совместных игр (например, ребенок часами собирает пазлы, включать и выключать свет, стучать по предметам, катать машинку или коляску и мн.др.)
  • дискомфорт вызывает и человеческое лицо, поэтому особенно трудным становится установления контакта с таким ребенком, когда мы стремимся типичным для нас способом установить с ним контакт – оказаться на одном уровне с ребенком, осуществить контакт «глаза в глаза».
  • игнорирование людей – напряжение в их присутствии и некоторые другие.

Как правило,  наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Но чтобы помочь детям-аутистам, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку этих детей. Для этого очень важно распознать аутизм как можно раньше.

Что почитать родителям и педагогам о детках c ЗПР И РДА:

1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. — М.: Лайда, 1995. 2. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? — М., Вента-Граф, 2001.
3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. — Ярославль, Академия развития, 1996.
4. Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму. — М.: Ника-Пресс, 1998.
5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.
6. Карвасарская И.Б.,»В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми.»М.: Теревинф, 2003 г.
7. Никольская О. С. «Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призмудетского аутизма.» — М.: Центр лечебной педагогики, 2000.— 364 с.
8. Особое детство: шаг навстречу переменам.– М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).
9. Ньюмен Сара,»Игры и занятия с особым ребенком»,(пер. с англ.), Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.
10. Селигман М., Дарлинг Р. «Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития»,М.: Теревинф, 2007
11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., «Аутичный ребенок. Пути помощи.»,Изд. 3-е, стер. – М.: Теревинф, 2005.
12. Грэндин Т., Скариано М., «Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма.»(Пер. с англ.)— М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
13. Янушко Е. «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.»— М.: Теревинф, 2004
14. Т.И. Морозова, С.А. Морозов. «Мир за стекляной стеной. Книга для родителей аутичных детей» М., «Изд-во СигналЪ», 2002.
15. Ремшмидт Х., «Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение.» М., Медицина, 2003

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...